Для начала — исходные данные
Когда пару лет назад у меня появилась мечта — поступить в университет в Германии — я знала, в лучшем случае, пару фраз из песен Rammstein.
Так получилось, что ни в школе, ни после неё у меня никогда не было необходимости учить немецкий язык. Правда, мне этого давно хотелось, но всегда находились другие, более важные дела.
Когда я узнала, что для поступления нужен сертификат TestDaF, времени оставалось не так уж много.
Простая арифметика: подача документов на зимний семестр — до 15 июля (как правило); экзамен проводится несколько раз в год, и ждать результат нужно 5-6 недель; перед экзаменом хорошо бы пройти специальный курс, который длится 4 недели. То есть в сумме - 10 недель. Прибавим еще две недели на подготовку и пересылку документов (как минимум, хотя это очень мало) - 12 недель.
Получалось, что минимум за три месяца до того, как поставить свою подпись на заветном Zulassungsantrag (заявлении на получение места в университете), я должна была владеть немецким на уровне не ниже В2.
Уютный дворик Uni Stuttgart
Совет. Выясните как можно точнее, сколько времени у вас есть. Узнайте заранее все дедлайны в выбранном вузе, даты экзамена и сроки записи на курсы (иногда нужно записываться за несколько недель и проходить предварительное тестирование). Не забудьте также, что всё это время у вас будет много других забот, связанных с поступлением — подготовка документов, финансовые и организационные вопросы, а кроме того - основная учёба или работа. Что? Ах, да, личная жизнь. О ней придется забыть. Ладно, шучу - не всё так страшно.
Итак, у меня было меньше года. Раньше я уже читала истории других людей об изучении языка ускоренными темпами. Вот эта, например, меня очень вдохновила — четыре с половиной месяца, впечатляет, не правда ли? Но пришлось исходить из того, что есть – я не могла себе позволить никаких занятий утром и днем, ежедневных пятичасовых интенсивов и тому подобного. Мне нужно было работать пять полных дней в неделю, хотя бы уже затем, чтобы оплачивать курсы. Поэтому программа была следующая.
2 июня 2012 года я пришла на свой первый урок, А 1.1, в киевский центр Alpha-Intensiv (привет, любимая школа!). Название говорит само за себя - интенсивные короткие курсы, от четырех до шести недель на один подуровень. Больше нигде не училась, только подготовку к TestDaF проходила в Гёте-Институте. Занимались по учебникам Hueber - Schritte International. На первом уровне было три занятия в неделю по три часа.
Совет. Выбирайте лучшую школу, какую можете себя позволить — это окупится, особенно если у вас действительно мало времени. Ищите занятия в группе, с упором на коммуникативную методику, где нужно активно использовать язык и выполнять много упражнений. Да, и не надо себя жалеть - чем больше придется работать, тем лучше :)
Учебники Hueber
С первых же дней я определила для себя некоторые правила, которым следовала на протяжении всей учебы, так что могу их рекомендовать, как действенные. Вот они:
1. ВСЕГДА выполняйте ВСЕ домашние задания.
Мне приходилось учить уроки дома по ночам, в метро, в обеденный перерыв на работе, и даже в темном вагоне поезда писать почти на ощупь. Я часто делала даже те упражнения, которые не были обязательными, и до сих пор считаю неприличным приходить на урок с невыполненным или незаконченным домашним заданием.
2. Делайте то, что говорит преподаватель.
Учителю, как проводнику, необходимо доверять, без этого ничего не получится. Повторить вопрос «Как тебя зовут?» и назвать свое имя десять раз подряд, петь детскую песню, играть в продавцов и покупателей – все эти, кажется, простые упражнения на самом деле очень важны. На занятиях я часто замечала, что взрослые пытаются их игнорировать — мол, мы и так всё поняли, мы же не дети. Напрасно. Услышанное забывается, а игры и диалоги помогают почувствовать, что вы действительно используете язык. Так что, если говорят написать письмо вымышленной подруге о том, как провели выходные - садитесь и пишите.
3. Очевидно, но не так уж легко на практике - не бойтесь что-то не то сказать.
Я до сих пор болезненно воспринимаю свои ошибки, потому что не люблю небрежного обращения с языками, а с немецким, любимым, так тем более. Но я заметила, что, когда случалось на занятиях сказать что-то совсем глупое, и меня при этом исправляли – я запоминала слово или правило очень хорошо. Отсюда вывод – лучше сказать глупость и быть исправленным, чем промолчать, мучаясь сознанием собственного несовершенства, и так и жить с ошибками дальше.
4. Извлекайте знания не только из учебников.
Занятий в школе мне было мало, и, чтобы их дополнить и разнообразить, я скачала аудиокурс Deutsche Welle – Warum nicht? и слушала по два-три урока в день. Еще у DW есть отличный аудиотренер.
Смотрите и слушайте на немецком как можно больше.
Также я раздобыла книгу Wortschatz & Grammatik A1 и, когда у меня заканчивались домашние задания, делала упражнения оттуда. Там есть ответы, так что можно себя проверить.
Совет. Даже если вы не живете в немецкоязычной стране, вокруг вас полно немецкого, поверьте. Надписи на грузовиках, товары в супермаркете, этикетки, инструкции, вывески... Носите с собой словарь и открывайте его, увидев новое слово. Маленькая хитрость — если вы пользуетесь электронным словарём, то не поддавайтесь искушению выбрать слово из выпадающего списка подсказок. Всегда набирайте слово полностью — так вы его быстрее запомните.
Занятия по А1.1 закончились в конце июня, а с июля начался А1.2. Я продолжала учиться в том же режиме, но поняла, что этого не достаточно – пройти все уровни подряд всё равно не успею. К тому же, на А2 в августе я не попадала по расписанию (он был днем в рабочее время).
Тогда я решила пойти сразу на В1 (подходящая группа как раз была). Нашла две книги Schritte International A2.1 и А2.2 и в течение июля проходила их самостоятельно, разбирала грамматику, делала упражнения и учила слова. Всё пройти мне не удалось, и потом, в течение еще нескольких недель, пришлось восполнять пробелы.
Честно сказать, я до сих пор не считаю, что поступать так – очень хорошо и правильно.
Если есть возможность, нужно проходить все уровни один за другим, особенно начальные, потому что именно там много важных, фундаментальных знаний.
Мне было жаль, что многие темы пришлось просматривать быстро и поверхностно – так теряется значительная часть удовольствия от изучение языка, и приобретенные таким образом знания нестабильны. Что-то забывалось, приходилось возвращаться и повторять. Но выбора не было.
С конца июля начался В 1.1. На этом уровне уже пишут достаточно длинные, сложные тексты, вроде историй из жизни или отзывах о фильмах и книгах. По ночам я писала сочинения, а заодно пыталась доучить недостающую грамматику. Вначале приходилось нелегко, но теперь я рада, что все так сложилось – это был серьезный стимул, нужно было все время тянуться, чтобы не отстать, да и группа тогда подобралась отличная, заниматься было очень интересно.
Так прошло лето. Днем - работа, вечером и на выходных – немецкий. В сентябре начался В 1.2, и тут я впервые встретила носителя языка – занятия у нас вел преподаватель из Германии, Корд Петерс. Начиная с этого уровня, мы занимались по учебникам EM Neu. Первые два или три урока были серьезным испытанием, но потом я привыкла, и тут уже убедилась, что не отстаю от своих одногруппников.
Осенний интенсив-2012
Настал тот долгожданный момент, когда накопленные знания стали складываться во что-то целое, и это было очень приятно – чувствовать, как изучаемый язык становится послушным инструментом.
Вместе с занятиями по учебникам я постоянно пыталась найти для себя какие-то дополнительные источники вдохновения. Мне очень нравятся песни на немецком, и я переводила их тексты.
Скажу вам по секрету, что любимых песен у меня становилось всё меньше. Оказалось, что там такую чушь иногда несут… но зато как звучит :) Параллельно я готовилась к поступлению в университет, в связи с чем, приходилось много читать по этой теме (правила подачи документов, описания курсов и многое другое). Это была важная информация, поэтому изучать ее надо было очень внимательно, а заодно накапливался и словарный запас.
Совет. Порадуйте себя чем-нибудь. Любите сказки - купите красивую книгу сказок на немецком. Без ума от музыки - сходите на концерт любимой группы. Смотрите в оригинале хорошие фильмы, найдите друзей по интересам. В конце концов, вы же учите язык не просто так, а чтобы делать то, что вам нравится - учиться, работать, общаться. Почувствуйте, что ваша мечта становится ближе.
Сказки - хороший материал для изучения языка. И польза, и удовольствие :)
В процессе учебы, с первых занятий, я вела что-то вроде дневника – тетрадь с заметками о том, что выучила за день. Записывала правила с примерами, новые фразы, рисовала схемы. Еще важный момент – я никогда не пишу перевод немецких слов на русский или другой язык, а стараюсь объяснить новые слова уже знакомыми. Вначале, когда слов еще не хватало, рисовала или приклеивала картинки.
На старших уровнях я перешла на карточки со словами – и тогда по-настоящему оценила этот метод, которым до этого пренебрегала. Дело в том, что карточками часто пользуются неправильно. Записывают одно слово, и перевод на обратной стороне. Я переводом не пользовалась, а заменяла его словом-синонимом на немецком или объяснением, а также добавляла пару фраз для примера, которые точно вызывали нужные ассоциации. Теперь могу сказать, что этот метод оказался достаточно эффективным. Во время подготовки к TestDaF я точно так же учила фразы, необходимые для письменной и разговорной частей.
Совет. Карточки нужно не просто сделать и радоваться, что они у вас есть, а постоянно носить с собой и перебирать в свободное время (как, оно у вас еще осталось?), пока вы не будете вспоминать слово, едва взглянув на его обозначение.
2012-й год закончился вместе с курсом В 1.3. До экзамена оставалось три с половиной месяца, но на самом деле, еще меньше – в марте начинался подготовительный курс, и чтобы на него попасть, необходим был уровень В2.
Тогда я пошла на курсы В 2.1 и В 2.2 параллельно. Один курс был три дня в неделю, второй - два. В сумме по 60 часов в каждом. Еще два дня оставалось на подготовку всех заданий, которые я не успевала сделать в процессе.
В январе и феврале у меня не было, кажется, ни одной свободной минуты. По утрам, перед выходом из дома, я читала вслух таблицу сильных глаголов, которую повесила у себя в комнате на видном месте. По дороге на работу учила слова или повторяла грамматику. В перерыве и после работы, перед тем, как уйти на курс, делала упражнения. Вечером бежала на занятия. После занятий, поздно вечером, приходила домой и садилась за домашнее задание. По выходным, чтобы немного отдохнуть и заодно не терять времени, смотрела фильмы на немецком.
Субботнее утро в классе. Короткий перерыв - и снова за учёбу!
Конец зимы оказался не очень удачным. Я заболела и около недели провалялась дома с высокой температурой. Ситуация осложнялась тем, что нужно было пройти тестирование для записи на курс по TestDaF. Соображала я тогда не очень, и в рамки требований протиснулась с жутким скрипом. Когда увидела свое тестовое сочинение, с огромным количеством ошибок, то захотелось сказать «Это не моё, мне подбросили». Уверенности это не добавляло.
Совет. Учить язык ускоренными темпами - тяжелый труд, который требует не только дисциплины (в ней совершенства нет), но и сил. Простых физических сил, ограниченного ресурса, который может закончиться в самый неподходящий момент. Поэтому подумайте, как сэкономить силы. Сократите дорогу до дома или школы, приостановите какие-то проекты или поручите кому-то часть своих забот. Всего не успеть - придется выбирать и довольствоваться тем, что получается.
Еще стоит отказаться от любых занятий, отнимающих много энергии, и, тем более, приносящих стресс – его и так будет достаточно. Усиленные тренировки, диеты, выяснение отношений – всё это вы не можете себя позволить. Наверно, это покажется очевидным, но нужно нормально питаться и достаточно спать.
Очень важно не перейти черту, после которой усталость убивает интерес, и уже просто ничего не хочется делать. Растратив силы, организм будет черпать их “в долг”, а вам придется расплачиваться.
Итак, В2 был закончен, и начался курс подготовки к экзамену. И вот тут меня одолел страх. Даже не страх - ужас-ужас! Надо сказать, что я всегда очень спокойно относилась к экзаменам, но тут все было иначе. Я понимала, что времени почти не осталось, что мои знания, приобретенные такими темпами, все еще очень шаткие, что я делаю много глупейших ошибок, а ведь будет всего одна попытка – пересдавать уже некогда.
Однажды я даже проснулась от кошмара – приснилось, что в описании графика перепутала глаголы steigern и stagnieren. Все мои ответы казались мне настолько слабыми и неуверенными, что первые два или даже три занятия нужно было приложить немало усилий, чтобы заставить себя говорить. Ни тот факт, что я без проблем понимала курс, читаемый на немецком, ни вполне успешно выполняемые задания, ни одобрение преподавателя – ничего не помогало мне пересилить нарастающую панику.
К счастью, я вовремя поняла, что, если так будет продолжаться, то экзамен я не сдам, и не важно, какой у меня при этом уровень подготовки. Страх не помогает сделать что-то лучше. Он лишает возможности использовать то, что есть – хотя обычно этого достаточно.
Совет. Не бойтесь. Экзамены и собеседования - это, конечно, очень важные мероприятия, но страх может всё испортить. Не дайте ему такой возможности. Если вы добросовестно учились, если домашние задания не вызывали у вас особых трудностей, вы учли все рекомендации и в принципе можете говорить и писать на любую тему так, что вас поймут — то у вас есть все шансы на успех. Практически всё, что может встретиться в тестах, проходят в процессе обучения. Так что вряд ли вас ждет что-то экстраординарное – главное успокоиться и выложить уже имеющиеся знания по максимуму.
Набор студента-эстремала:
1. Die Lehrbücher (Учебники)
2. Warum nicht? (Аудиокурс)
3. Die Hausaufgaben (Домашние задания)
4. Wortschatz und Grammatik (дополнительные пособия по лексике и грамматике)
5. Schriftliche Aufgaben (сочинения, письма и так далее)
6. Das Lerntagebuch (Учебный дневник)
7. Die Tablette (планшет - чтобы постоянно носить с собой словарь, учебники и справочные материалы)
8. Die Kärtchen (Карточки со словами)
9. TestDaF Vorbereitungskurs (материалы для подготовки к экзамену)
10. Starke Verben (Таблица сильных глаголов)
Отдельно хочу сказать про общение с окружающими в период такой экстремальной учёбы. Мне повезло - близкие отнеслись к моему фанатизму с пониманием, поддерживали как могли, или, как минимум, не мешали. Это важно. Объясните друзьям, что вы осуществляете мечту своей жизни, поэтому, пусть не обижаются, если вы не смотрите вместе с ними сериал или не комментируете их фотографии в соцсетях.
Возможно, найдутся и те, кто будет говорить, что ничего не выйдет. Что времени мало, а в школе по ин-язу у вас всегда были тройки. Что нужен особый талант и суперспособности, недоступные простым смертным. Не спорьте. Просто занимайтесь, каждый день, каждую свободную минуту. А с теми, кто с умным видом скажет «Оно тебе надо?», лучше вообще не разговаривать.
Всё однажды заканчивается. Да, учиться нужно всё жизнь, а в остальном, к счастью, есть дедлайны. 18 апреля я сдала экзамен. Когда увидела результаты, то сначала даже не могла порадоваться - хотелось просто лечь и выспаться за целый год.
Итоги
Что же было дальше? Ведь получить сертификат - не самоцель, а только начало пути. Насколько оценки соответствуют реальному уровню и как себя чувствуют отличники-экстремалы, вроде меня, когда доходит до дела - то есть, до приезда в Германию и учебы в университете?
Спешу вас успокоить - знания оказались настоящими. На новом месте мне пришлось самостоятельно решать много важных вопросов - зачислиться на курс (пройти имматрикуляцию), оформить страховку и банковскую карту, найти постоянное жилье и заключить договор. А также столкнуться с тысячью бытовых мелочей, в которых без немецкого не обойтись - писать письма, ходить за покупками, спрашивать дорогу… И всё получилось. Да, это не так уж легко. Даже теперь, спустя год, я всё еще делаю ошибки в простых конструкциях, когда очень устала или спешу, а когда быстро говорят на швабском или (о ужас!) баварском диалекте, иногда вообще ничего не понимаю. Но в абсолютном большинстве случаев уже с первых дней я чувствовала себя уверенно и знала, что не пропаду.
С учёбой немного сложнее, но, если подумать, языковой барьер тут ни при чём. Вначале было много дезориентации, связанной с разными организационными моментами (немецкая система обучения очень отличается от нашей). Также, некоторые предметы мне и на родном языке непросто даются - например, математика. Не у всех преподавателей идеальное произношение и Hochdeutsch - к этому тоже надо привыкнуть. Чтобы в первый раз выйти к доске, пришлось набраться мужества. И во второй раз. И в третий. Но Übung macht den Meister, а недостаток знаний быстро компенсируется, было бы желание.
Награда за хорошую работу - еще одна работа. Заветный студенческий получен, и вскоре TestDaF будет казаться детской забавой
И последнее. Хорошая школа, хорошие учебники, дополнительные интересные занятия, высокие цели и самодисциплина – всё это, конечно, помогает достичь успеха. Но есть еще одна, очень важная составляющая. Имя ей - Любовь.
Я действительно люблю немецкий. Люблю звучание этого языка, его строгую красоту и гармонию, как в классической музыке, и даже его странности - отделяемые приставки, артикли, неправильные глаголы.
Когда я еще не понимала ни одного слова, меня очаровывали тексты, написанные на немецком - они казались восхитительным, таинственным узором, смысл которого очень хотелось разгадать. И весь этот год моя мотивация держалась на этой любви, которая оказалась сильнее усталости и страха. Каждая минута занятий дарила мне столько счастья и вдохновения, что этого хватало, чтобы покрыть такие расходы сил. Я радовалась каждому новому слову, чувствуя, что обретаю богатство, несравнимое ни чем, и оно останется со мной, каким бы ни был результат экзамена или чего-то еще.
Поэтому ничего не могу посоветовать тем, кто просто пытается себя заставить «потому что надо». Может, и получится. Но если найти в своих занятиях любовь, а не обязанность – тогда получится точно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий